ВАСИЛИЙ ШУКШИН: АНАРХИСТ НА СЛУЖБЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (Литература)
Алексей Колобродов
Подробности
Из всех культовых художников советских 70-х Василий Шукшин на сегодняшний день оказался наименее востребованным. Необходимо оговориться – массовый читательский и зрительский интерес по-прежнему Шукшина сопровождает, но в отличие от Высоцкого, Тарковского, Распутина, масштаб самой фигуры и ее общественная роль оказались выведенными из активного историко-культурного контекста.
Основная причина, видимо, в том, что политические взгляды и мировоззрение Василия Макаровича Шукшина до сих пор для многих ускользают от окончательной определённости.
Канон шукшинских штудий сформировался давно, как в «либеральном», так и «патриотическом» вариантах; при всей условности эпитетов разделение вновь сделалось актуальным. Канон «патриотический»: Шукшин – гениальный самородок, певец Русской Правды и русского человека во всей его полноте, широте и отзывчивости, а какие-то пограничные, а подчас клинические проявления, в описании которых Шукшин был избыточно щедр, объясняются трагедиями века и неизбывной болью автора за народ и страну. «Либеральная» версия отводит Шукшину роль, скорее, «нишевую», дабы исключить попадание его в групповые святцы: в тесной привязке к советским семидесятым (повыше Юрия Казакова, пониже Высоцкого), с упором на актерский, игровой стержень его прозы.
Рассмотреть творчество Василия Макаровича под углом его идеологии, на фоне западных авторов, советской литературы 20-х годов (от Есенина до Булгакова), современных писателей предлагает Алексей Колобродов в лекции «Василий Шукшин: анархист на службе советского государства»